Артём Дзюба – лучший игрок сезона в России.

Дзюба продолжил прогрессировать вместе с командой, ещё более ярко проявив свои сильнейшие качества – игру на втором этаже и действия в подыгрыше. В завершившемся сезоне форвард «Зенита» только в рамках чемпионата страны записал в свой актив 30 баллов, забив 17 мячей и отдав 13 результативных передач. Это действительно серьёзное достижение – за последние десять сезонов Артём стал лишь пятым футболистом РПЛ, набравшим за сезон больше 10 очков и по голам, и по ассистам. А ведь были и голы за сборную, и 2 + 1 на групповом этапе Лиги чемпионов, и решающие голы в полуфинале и финале Кубка. Конечно, футбол – это не только голая статистика, но сложно оспаривать локальное величие Дзюбы на этом отрезке. Вокруг Артёма строится вся игра в атаке, именно на него идут забросы из глубины от Ракицкого и подачи с флангов от Сантоса и Караваева, которых подписывали в том числе по этому критерию. Именно под его скидки взрывается Азмун, с которым Дзюба тоже наладил отличное взаимодействие впереди. В Санкт-Петербурге Дзюба уже больше чем просто форвард. Это ещё и крупнейшая медийная фигура, олицетворение мощи «Зенита» как минимум на внутренней арене.

В новом сезоне тренерский штаб Сергея Семака продолжил трансформацию Дзюбы. Из ярко выраженного центрфорварда, столба в чужой штрафной, Артём, получив в напарники Азмуна, стал играть глубже. Взрывной, быстрый и тонко чувствующий зоны и тайминг для открываний и рывков за спину защитникам иранец избавил мощного партнера от изматывающей рывковой работы, одновременно дав ему свободу в плане работы с пространством. Теперь Дзюба стал чаще отходить в глубину и к флангам, зачастую получая в опекуны не самого рослого и мощного в плане верховой борьбы оппонента. Повысилась и вариативность «Зенита» в плане доставки мяча. Помимо диагоналей Ракицкого с Ивановичем добавились качественные кроссы с флангов от Сантоса и Караваева, прибавил в качестве забросов Оздоев.

Это не единственная опция – Дзюба стал регулярно опускаться в центр поля и под розыгрыши низом, разгоняя фланговых игроков или отправляя мяч вперед в расчете на рывки Азмуна. Добавил и в изобретательности у чужих ворот, чаще отдавая передачи в развитие атаки или непосредственно под удар партнерам. В отличие от большинства конкурентов вроде Влашича, Миранчука или Бакаева, Дзюба свои цифры набирал исключительно за счет игры низом накоротке – он не подает по понятным причинам штрафные с угловыми. Дзюба отдавал больше двух ключевых передач за матч в среднем, уступив только вышеупомянутой троице главных креативщиков московских клубов, и это лучший показатели за всю его карьеру.

Больше внимания уделяя работе в подыгрыше, Артём не стал реже бить сам. И по числу ударов нынешний сезон стал статистически лучшим для него за всю карьеру. Нельзя сказать, что форвард злоупотреблял – до штрафной он всегда ищет вариант для паса, отдавая себе отчёт в том, что дальний удар – не самая сильная сторона. Почти все свои удары Артём наносил из пределов штрафной, и практически половину – головой. Пожалуй, именно здесь кроется главный резерв для дальнейшего роста его результативности. При таком количестве выигрываемых единоборств (5 в среднем за каждый матч) и числе ударов (37) забить головой только 3 мяча – непростительно мало. Дзюба научился аккуратнее использовать руки, провоцировать защитников, и теперь гораздо реже фолит в единоборствах, либо делает это чище и реже попадается. Возможно, стоит присмотреться к стилю игры в штрафной Евгения Луценко, наколотившего аж 9 мячей головой.

По сезону же Дзюба шёл ровно и стабильно. Семак по возможности давал ему паузы. Артём не играл в Кубке вплоть до полуфинала с финалом, пропустил пару матчей в чемпионате на финише, когда результат был уже обеспечен. Бодро стартовав с четырех голов в пяти турах, Артём просел в конце лета – начале осени. Всего один гол с середины августа до середины октября в чемпионате. Тут и помогло доверие тренерского штаба и ощущение от приносимой команде и без голов пользы. Дзюбу прорвало с «Ростовом» - дончане получили шесть, и половину из них – от своего бывшего игрока. Дальше до зимней паузы Артём уже вновь отличался регулярно. На весенне-летнем отрезке Дзюба чаще забивал с «точки», но всегда делал это максимально уверенно. Взять хоть кубковые голы в полуфинале и финале.

Росла его роль и вне поля. Дзюба основательно поработал над имиджем, начиная с ЧМ-2018, и хотя ему вечно будут припоминать былые промахи и грехи, сейчас его образ выглядит гораздо более презентабельно. Он наиболее узнаваемый и упоминаемый игрок в прессе, снимается в кино, даёт правильные интервью, участвует в околоспортивной движухе. На карантине именно Дзюба играл от «Зенита» на киберспортивных турнирах и тоже был вполне успешен. Нет сомнений, что уже сейчас форвард думает о будущем и строит планы на жизнь после футбола. С его языком и узнаваемостью вполне можно податься хоть на ТВ, хоть в политику. Но всё это попозже. Пока Дзюба ещё полон сил и амбиций, достижимых только на поле.

Слухи о его будущем ходят разные, но, наверное, Артём уже никуда не сорвётся из Санкт-Петербурга. Последний реальный шанс уехать был сразу после успешного ЧМ-2018. Сейчас в 31 год срываться из сильнейшего клуба страны, где он – ключевая фигура, где есть доверие тренера и взаимопонимание с партнерами, где обеспечена борьба за «золото», Лига чемпионов, любовь фанатов и приличная зарплата? Слишком сомнительная и рискованная затея. Ходили слухи, что контракт Дзюба продлил ещё зимой по схеме 2 + 1 с сохранением уровня зарплаты. Звучит такая версия вполне реалистично.

Дзюба вполне способен как раз ещё пару-тройку сезонов отыграть на столь же высоком уровне. Травмы обходят его стороной, сильные качества с возрастом скорее могут ещё более развиться – это касается и обостряющих передач, и игры на втором этаже. Если в «Зените» будет порядок и стабильность с составом, то Артём вполне может переписать книгу рекордов нашего футбола. Да и в сборной реальной альтернативы пока не видно. Соболеву и Комличенко не хватает опыта, Смолов с Кокориным скорее потеряли два последних года, чем приобрели, не сделал качественного скачка и Чалов. Так что на всех фронтах ситуация в ногах и голове самого Дзюбы, который всё ближе к статусу культовой для российского футбола 2010-х фигуры, подобно тому, как Аршавин стал иконой нулевых.

Александр Карамышев









Российские новости

24.04.2024 15:07:29
24.04.2024 15:00:09
24.04.2024 14:54:50
24.04.2024 14:47:30
24.04.2024 14:33:40
24.04.2024 14:24:26
24.04.2024 14:10:50
24.04.2024 13:58:33
24.04.2024 13:56:24
24.04.2024 13:50:40
24.04.2024 13:30:17
24.04.2024 13:18:22
24.04.2024 13:09:50
24.04.2024 13:07:15
24.04.2024 12:52:02
24.04.2024 12:29:25
24.04.2024 11:57:03
24.04.2024 11:55:00
24.04.2024 11:42:17
24.04.2024 11:31:50
24.04.2024 11:10:58
24.04.2024 10:51:57
24.04.2024 10:38:00
24.04.2024 10:29:05
24.04.2024 10:26:44
24.04.2024 09:56:35
24.04.2024 09:51:32
24.04.2024 09:50:10
24.04.2024 09:47:49
24.04.2024 09:27:48
24.04.2024 09:06:28
24.04.2024 09:00:49
24.04.2024 08:53:33
24.04.2024 08:33:20
24.04.2024 08:16:25
24.04.2024 01:00:47
24.04.2024 00:50:08
24.04.2024 00:16:29
24.04.2024 00:01:14
23.04.2024 23:45:02
23.04.2024 23:32:54
23.04.2024 23:20:28